Медицинские новости

Новости медицины и здоровья

Плотный завтрак – к рождению сына

Опубликовано 26.04.2008 - В рубриках: Новости

Доказательства того, что женщина может повлиять на пол своего будущего ребенка – он зависит ее диеты до беременности – были впервые опубликованы на этой неделе в журнале Proceedings of the Royal Society: Biological Sciences. Исследование, в котором проводится связь между высокой ежедневной нормой потребления калорий и рождением мальчиков, объясняет также, почему в западных странах на свет появляется все меньше мужчин. С точки зрения его авторов, подобная тенденция связана с тем, что женщины потребляют пищу с низким содержанием жира и пропускают завтраки.

Исследование показывает, что более насыщенная калориями диета до беременности может несколько сместить акценты на демографической кривой, и если в норме из 20 новорожденных 10 - мальчики, то изменение женщинами своего дневного рациона может привести к тому, что их будет уже 11.
Велика вероятность того, что мамы мальчиков не только потребляли до беременности больше калорий, но и включали в свою пищу большое количество самых разных питательных веществ, включая калий, кальций и витамины С, Е и В12. Другими словами, женщины, которые хотят сына, должны съедать на завтрак большую порцию злаков, чаще есть бананы, добавлять в блюда больше соли и увеличить свою ежедневную норму на 400 калорий.
Пол ребенка определяется в момент оплодотворения, когда яйцеклетка, содержащая Х-хромосому, встречается со сперматозоидом. Сперматозоид может содержать Y-хромосому - и в этом случае пол зародыша будет мужским, или X-хромосому - и тогда родится девочка. Но хотя информация о поле будущего ребенка содержится в сперматозоиде, теперь в бесконечной борьбе за пол малыша у будущих матерей появились преимущества: они могут«предпочесть» мальчика или девочку.
Эта способность заложена в представительницах прекрасной половины человечества изначально, с ее помощью природа точно регулировала соотношение мужчин и женщин в эпоху каменного века, в периоды изобилия и голода, считают ученые из университетов Эксетера и Оксфорда. Чтобы доказать зависимость пола ребенка от диеты будущей мамы, они проанализировали информацию, предоставленную 720 британскими женщинами, которые были беременны впервые и не знали пол своих будущих детей.
Женщин попросили описать, из чего состоял их повседневный рацион до зачатия и на ранних стадиях беременности. Испытуемые заполнили анкеты, в которых им надо было отметить, какие из перечисленных 150 наименований продуктов они обычно употребляют в пищу. Кроме того, женщины сообщили, употребляют ли они на завтрак пищу, содержащую зерновые культуры, и если да - то какие именно это злаки и в каком количестве, а также ответили на вопросы о том, включают ли они в свой рацион маргарин и молоко и в каком объеме.
Во время беременности женщины также вели дневники, куда заносили информацию о своем питании.
Женщин разделили на три группы, в зависимости от количества потребляемых в день калорий в период, непосредственно предшествовавший зачатию. Оказалось, что в группе с большей нормой потребления калорий у 56% женщин родились сыновья, в то время как в группе, куда входили участницы, для которых дневная норма калорий была меньше, мальчики родились только у 45% женщин.
«Это линейный эффект: чем больше женщина ела, тем выше была вероятность того, что у нее родится мальчик. Эффект мог бы быть даже больший, если бы женщина потребляла больше калорий», - считает ведущий автор исследования Фиона Мэтьюс из Университета Эксетера.
То, что на каждые 20 новорожденных пришлось 11 мальчиков (на одного больше нормы), связано с тем, что женщины потребляли в день больше 2200 калорий, в то время как будущие мамы, распределенные в группу с низкой ежедневной нормой калорийности, довольствовались в день меньше 1850 калориями. Разница в дневной норме потребления калорий между мамами мальчиков и девочек составила 130 калорий.
По словам Мэтьюс, этим можно объяснить, почему последние 40 лет в большинстве развитых стран, включая Великобританию, США и Канаду, наблюдается небольшой, но стабильный спад количества рожденных мальчиков: ежегодно число мальчиков на тысячу новорожденных сокращается на одного.
Этот спад отражает уменьшение средней нормы потребления калорий среди жителей развитых стран (эпидемия ожирения связана с тем, что люди в день сжигают меньше калорий вследствие меньшей физической нагрузки, и едят пищу, насыщенную жирами).
«Это исследование поможет объяснить, почему в развитых странах, где многие молодые женщины предпочитают низкокалорийную диету, процентное соотношение мальчиков падает», - говорит Мэтьюс, добавляя, что есть также связь между ростом национального дохода и сокращением числа мальчиков.
Очевидно также, что в развитых странах сейчас все больше людей предпочитают не завтракать: в США в период между 1965 и 1991 годами процент взрослых людей, завтракающих по утрам, упал с 86% до 75%.
«Наши выводы особенно интересны в свете актуальных дебатов в Службе по оплодотворению человека и эмбриологии по вопросу о регулировании деятельности «гендерных» клиник, где родители могут выбрать пол будущего отпрыска, причем для этого не обязательно иметь медицинские показания - это можно сделать, проведя некоторые манипуляции со спермой. Теперь же у нас есть информация о «естественных» механизмах, и это означает, что женщина уже контролирует пол плода с помощью своей диеты», - отмечает Мэтьюс.
Эта работа дополняет предыдущие исследования, проведенные на животных. Они показывают, что мальчики рождаются в случае, если будущая мама не имеет недостатка в ресурсах или имеет достаточно высокий социальный статус. «Мальчиков надо чаще кормить грудью, и они дольше питаются грудным молоком, - говорит Мэтьюс. - У нас есть свидетельства о том, что в традиционных обществах матери больше времени уделяли воспитанию ребенка. И если мама не испытывает недостатка в средствах, тогда имеет смысл инвестировать в мальчика, потому что сын скорее всего даст ей больше внуков, чем дочь. Впрочем, в тяжелые времена более безопасным выбором будет иметь дочь».
Феномен, смысл которого заключается в том, что в период, когда существуют проблемы с продовольствием и другими ресурсами, рождаются дочери, был наиболее детально изучен на насекомых. Однако это же явление наблюдается у лошадей, коров и некоторых видов оленей.
Доктор Мэтьюс добавляет: «Потенциально в большинстве видов самцы могут в дальнейшем дать больше потомства, чем самки, но это очень зависит от размера и социального статуса самца, а недостаточно развитые самцы вообще перестают размножаться».
С другой стороны, воспроизводство у самок отличается большим постоянством. Этот механизм пока не достаточно изучен на млекопитающих, но из исследований, посвященных ЭКО (экстракорпоральному оплодотворению) известно, что высокий уровень глюкозы в крови стимулирует развитие в эмбрионе «мужского начала», тормозя развитие женского. Если говорить о людях, то постоянный пропуск завтрака понижает уровень глюкозы и поэтому может восприниматься организмом как сигнал, указывающий на скудные природные условия и нехватку пищи.
Ученые не нашли никаких свидетельств о связи между полом и пристрастием будущей мамы к курению и кофеину до беременности. Так же не было зафиксировано никакой взаимозависимости между индексом массы тела (ИМТ) матери и полом ее ребенка.
Профессор Стюарт Вест из Университета Эдинбурга комментирует работу ученых так: «Это интересные выводы, которые согласуются с заключениями ученых, наблюдающих за некоторыми животными, такими как благородный олень. Однако надо быть крайне осторожными при использовании диеты как фактора, позволяющего повлиять на пол будущего ребенка. Во-первых, подобный эффект достигается относительно редко: при низкокалорийной диете мальчики рождаются у 45% женщин, при высококалорийной - у 56%. Во-вторых, похожие исследования на животных, в том числе на нечеловекообразных приматах, показывают, что все далеко не так однозначно. Поэтому определяющим фактором будет повторяемость подобных результатов. В-третьих, рацион питания будет иметь и другие последствия как для родителей, так и для их потомства».
©The Daily Telegraph, UK, 2008

More: continued here

Technorati Slashdot News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Memori.ru МоёМесто.ru

Комментарии

Оставьте отзыв